old_greeb (old_greeb) wrote,
old_greeb
old_greeb

Category:

Старческий маразм воспоминаний

Всплыли в памяти отдельные какие-то пассажи из читанной в в начале девяностых статьи Солженицына, разбирающей и критикующей любимый тогдашними образованцами фильм "Андрей Рублев".  Все там было правильно сказано. И в числе прочего - о том, что за три часа на экране ни разу никто не перекрестился. Ни один персонаж ни разу не осенил себя крестным знамением, и это самая вопиющая неправда, которую только можно себе придумать. Трудно с этим не согласиться.
А мне вспомнилось, как я впервые смотрел этот фильм, году в семьдесят шестом. Ничего о нем не зная, кроме того, что фильм - про великого художника-иконописца, что все его хвалят и что смотреть надо обязательно.

Донесся как-то до меня слух, что в Доме ... то ли учителя, то ли работников связи, не помню - харьковчане знают, о чем речь, а отвлекаться не хочется, - так вот, дошел слух, что  сегодня будут показывать "Рублева". И пошел я посмотреть, не обрыбится ли мне билетик лишний. 
Улицу Скрыпника народ запрудил телами. Билеты спрашивали от конца и до конца ее. Я понял, что мне не светит, но случайно спросил у высокой девушки (вывязанное на шапке имя Ina, тогда в моде были шапочки с именами, лица не вспомнил бы, а одно "n" застряло). Она сказала, что если не придет подруга (о мобильниках, если че, в те времена  даже в фантастических романах не писали), то билет она мне отдаст.
Подругу ждали почти до начала.  она не пришла, билет достался мне. Дорогие были билеты, аж по рублю. (В лучших кинотеатрах на лучшие места по 50 коп, а театральные билеты трехрублевые – роскошь и дыра в бюджете). А у меня, как на грех, только десятка. И у Ины (может, и не Ины, но так я ее про себя назвал) сдачи, естественно, нет. А кино уже собирается начинаться. "Ладно, после сеанса подойдете", - прервала она мое рытье в карманах и убежала. И пошел я в кино. О котором столько слышал и ничего не знал.

Надо вам сказать, юные мои читатели, что появилась тогда в отечественном кинопрокате инте'еснейшая тенденция, *батенька*. Как-то регулярно наезжавший в Харьков режиссер Калитиевский, занимавшийся дубляжом фильмов, а в нашем городе читавший лекции про кино и показывающий отрывки из иностранных фильмов, кои советскому человеку не увидеть было ни в жисть, обмолвился на одном таком показе, что "Большие маневры", если убрать из картины цвет, становится совершенно не смешной лентой. Я несколько поразился странной идее, а человек в соседнем кресле, будучи не столь наивен, горестно вздохнул. Оказалось, умные головы, повышая экономность экономики ((с) тов. Брежнев), сообразили, что ежели тиражировать иностранные фильмы в черно-белом варианте, можно сберечь много юаней. А уж наши-то кинухи точно так можно и нужно. Ну, на десять черно-белых копий одну цветную.
Мне привелось смотреть в таком виде  "Триста спартанцев" (тех еще, старых), "Прекрасные времена в Шпессарте", еще какие-то видовые фильмы и комедии (кажется, даже те же "Большие маневры")  и каждый раз убеждаться, что прав был Калитиевский. Ох как прав.
*Быть может, не мне одному такое думалось. Быть может, Штирлица и Маэстро покрасили деятели, травмированные тогдашним тяжелым детством. Но не буду отвлекаться*.

Уже понятно, к чему я. Начинается кино про художника, про него и в школе рассказывали, и копию "Троицы" показывали на экскурсии в картинной галерее. И фильм этот - нецветной!
А известно, что автор фильма - весьма не в фаворе. Потому-то и идет этот фильм по клубам и задворкам. Наляпали гады-суки-чиновники черно-белых копий. Сразу мне настроение и впечатление от фильма ниже нуля сбросили. Однако смотрю, неудобно же уходить. Все-таки что-то, наверное, дойдет. Не могли же совсем загубить.

А ведь сильно, думаю, испортили фильм. Такая серомызая тоска от этой черно-белости. Но продолжаю смотреть.

***

Пересказывать нет смысла, даже если бы можно было. Кто смотрел, тот помнит, конечно, ощущение беспросветности в каждом почти эпизоде. Ужас ослепления мастеров («Нагайку мою не видел?» - добивающая реплика), татарин, разъезжающий на лошади по разоренной церкви, залитое смолой горло и мозг отказывается воспринимать, когда еще живого человека волочат лошади по полю.

И когда из всего этого невыносимого страдания возникает колокол, возносится над землей на человеческий рост и после долгого хрипения языка начинает петь – что-то делается с залом. Какое-то преображение. Какое-то совершенно глубинное, животное и вместе с тем божественное понимание, что иначе просто не может быть. И возникающий из углей цвет, и выступающие сквозь экран иконы приобретают невероятный смысл. Из огня, из крови и грязи – на века.

 

У меня, однако, нет сомнений в правоте Солженицына, что фильм нехристианский, русофобский и антиправославный. Сомнений нет просто потому, что он специалист в этой тематике, а я совершенно ничего в этом не понимаю. Наверное, многие с ним соглашались и многие спорили, грамотные, глубоко образованные и умные люди, не мне чета. Но есть одна вещь об этом фильме, которую знаю только я и только я могу написать.

 

Когда я вышел, не очень чего различая перед собой, мне все виделось одно и то же: поднятый на веревках колокол, идущий вдоль него причт (так это называется?), взмахи кропила, крестообразные движения руки священника. И слышались, повторялись, не смолкали слова, сливающиеся немного, будто кто чуть подпилил напильником согласные:

 

Благословляется и освящается колокол сей (интонация) кроплением воды сия священной (интонация) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

На улице имени тов. Скрыпника я заметил, что стою, чуть отступив к дальнему от мостовой краю тротуара, и правая рука совершает движения от лба к животу, от правого плеча к левому.

... благословляется и освящается колокол сей...

 

Эти слова я иногда слышу и сейчас.

В тот момент начался путь, который чуть не привел меня к православию.

 

Антихристианский фильм. Фильм, после которого осеняют себя крестом убежденные атеисты.

 

Да, а с Иной вышло вот как. 

Придя в себя, я ее дождался. Трудности с расплатой остались прежние: время было после десяти вечера – в те времена магазины работали разве что на вокзале, разменять ничего не разменяешь. Я хотел оставить телефон, договориться, как ей деньги отдать.

Когда я ее увидел, она шла, глядя куда-то в себя. Я попытался подойти, она посмотрела прозрачными глазами мимо меня, и бросила: «Не надо».

Ей было совсем не до того.

Subscribe

  • С просторов

    Недавно один лжеюзер, склонный к флеймогенным заявлениям, сделал открытие и объявил о нем граду и миру: в России, оказывается, фашизм! Комментеры…

  • Вспоминательное

    БогомерзСкий фейсбук напомнил написанное год назад. Перечитал, понравилось. Пусть и тут будет ------------ Не проходите, дескать, мимо. Я и не…

  • Ежегодное

    Френды мои, читатели, друзья! Я Цезаря... Ладно, его как-нибудь без меня похоронят, потому что я, как мне пока еще свойственно, на две недели…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • С просторов

    Недавно один лжеюзер, склонный к флеймогенным заявлениям, сделал открытие и объявил о нем граду и миру: в России, оказывается, фашизм! Комментеры…

  • Вспоминательное

    БогомерзСкий фейсбук напомнил написанное год назад. Перечитал, понравилось. Пусть и тут будет ------------ Не проходите, дескать, мимо. Я и не…

  • Ежегодное

    Френды мои, читатели, друзья! Я Цезаря... Ладно, его как-нибудь без меня похоронят, потому что я, как мне пока еще свойственно, на две недели…