Но вот чего мне в этот день подумалось: Чейн и Стокс, конечно, товарищи серьезные, как было сказано, и к их работе претензий нет. Но такое чувство, что раньше эта работа была бы бесполезной, а позже - могла бы оказаться и ненужной. Ну, в самом деле: задышали бы они в марте двадцать третьего - кто бы заметил? Одним чиновником меньше, хош он и генсек; другого выберут, не менее аккуратного и исполнительного. В тридцать третьем спохватились бы - ну и что? Преемники распустили бы колхозы, вернули НЭП, расформировали бы Гулаг или как он там тогда назывался, переключили бы ГПУ на ловлю настоящих шпионов и разрешили многопартийность? Останусь при своем мнении. В сорок третьем - тоже вряд ли бы что-то изменилось, воевали бы так же. Другое дело, что было бы после войны.
А промедли эта парочка - и выращенная вождем элита могла бы и без них обойтись. Потому что под расстрел идти все равно - что при неудачной попытке, что при полной бараньей инертности.
И это подводит нас к столь любимой многими моими френдами шарфо-табакерочной теме.
Одна простая мысль: коллективные держатели шарфов и табакерок не будут размахивать этими страшными орудиями, пока их все устраивает. Заговор генералов был в сорок четвертом, а в тридцать четвертом или в тридцать девятом таких и мыслей не могло быть. Да а если бы и были у какого-то одиночки, если бы нашелся, извините за выражение, Брут и убил тирана - так неужто бы изменилась столь успешная внутренняя и внешняя политика? Тем более что Брут был один, а цезарей один только Светоний насчитал двенадцать штук.
Допустим, постигло бы вдруг сейчас Россию кошмарное_несчастье(тм). И стал главнокомандующим, например, Министр Обороны, Генерал Армии. Видится ли кому-нибудь прекращение войны, которой нет, прекращение завоза оружия в освобожденный от
Нет, не будем переоценивать роль личности в истории.
И все-таки - Чейну и Стоксу слава и спасибо.