old_greeb (old_greeb) wrote,
old_greeb
old_greeb

Categories:

То ли снобизм, то ли быдлизм

В среде моих ближайших друзей и знакомых существует твердое мнение, что лучше автора стихи не прочтет никто - пусть он даже завывает и заикается и кировскую от киевской не отличить. А мне всегда казалось, что произнесение стихов вслух - некоторое самостоятельное искусство. И оно, как всякое искусство, требует некоторых чисто ремесленных навыков - владения приемами, понимания воздействия этих приемов на слушателя, умения применять эти приемы так, чтобы они авторский текст и замысел не портили (наверное, задача любого интерпретатора), а прежде всего - нормальной дикции, умения произносить слова так, как требовал композитор Поцхерашвили. То есть членораздельно. Не спорю, завывание - тоже прием, но если он единственный и других нету, а слов не разобрать, - какая разница между авторским концертом и посещением зоопарка?
Но при попытках изложить это моим ближайшим друзьям и знакомым меня начинают, как говорит современная мОлодеж, хуесосить. То есть закидывать тапками. В смысле, чморить. Термины "актерское чтение" и "смысловое членение" произносятся с такой интонацией, что актерам и членам остается только пойти и удавиться, прихватив с собой чтение и смысл. Так что я уже не спорю, просто знаю про себя, как несносному наблюдателю положено. Только я сейчас не об этом.

Оказалось, что авторское чтение русской прозы, причем одного из лучших образцов, талантливым и умным автором с очень хорошей дикцией тоже стало для меня разочарованием. И я все пытаюсь его осмыслить.
Наверное, если бы я сидел в той же аудитории, видел бы автора-чтеца, то сработала бы эта вольтова дуга между залом и сценой, плюс еще мимика - ведь не мог же он читать все время с неподвижным лицом, как генсек с трибуны.
Может быть, когда я читаю эту вещь (что я темню, кстати, - "Москва - Петушки") глазами, то слышу голос рассказчика и совершенно необозримое богатство его интонаций. Могу скользнуть глазами по уже знакомому месту, могу задержаться на дольше на любимых словах, выражениях, диалогах, формулировках.
Когда слушаешь с голоса, таких возможностей нет. Темп и интонации тебе заданы жестко. Профессиональный чтец, осознавая это и не желая обделять слушателя, играет этими инструментами сам. В том исполнении, что я слышал, темп совершенно ровный, а интонаций почти нет. Настолько, что я иногда на часы поглядывал - сколько же еще осталось, хотя поэму помню практически наизусть.
Ложкой об стол: Автор и чтец - разные профессии.
Subscribe

  • Шило в мешке

    Интеллигенты эти ваши братья Стругацкие, скажу я вам. А если вы меня спросите, как в Одессе спрашивают, "чем это видно?", так я вам напомню. В…

  • Глухота - источник лулзов

    Еду в метро и слышу: - Граждане, уступайте места инвалидам, живым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам. Задумался, кто же разъезжает на…

  • Подсмотрено

    Автор, которого цитирует владелица чудесного музея на дому lilac2012, пишет, что при резком повороте влево римские колесницы наклонялись…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

  • Шило в мешке

    Интеллигенты эти ваши братья Стругацкие, скажу я вам. А если вы меня спросите, как в Одессе спрашивают, "чем это видно?", так я вам напомню. В…

  • Глухота - источник лулзов

    Еду в метро и слышу: - Граждане, уступайте места инвалидам, живым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам. Задумался, кто же разъезжает на…

  • Подсмотрено

    Автор, которого цитирует владелица чудесного музея на дому lilac2012, пишет, что при резком повороте влево римские колесницы наклонялись…